Размер шрифта:
А
А
А
Изображения:
Показать
Убрать
Цветовая схема:
A
A
A
×
(4912) 45-54-26

Шомбай Fest - 2022: день второй, Свияжск.

23 июня 2022
«Пегий пес…», наверное, самый сложный в техническом плане спектакль нашего репертуара. «Собрать» его в дорогу и «поставить» на чужой сцене, можно сказать, подвиг. Монтаж занимает не меньше 24 часов - сутки непрерывной работы. И все-таки, с каждым путешествием кукольная притча становится крепче, словно растет вместе с главным героем - юным охотником. Кинры, очевидно, любят путешествовать.

Как и мы. В некотором смысле, люди театра - кочевники. Мы всегда стремимся понять город, в который приехали, почувствовать его настроение. Прислушиваемся и присматриваемся, наблюдаем за движением воздуха и воды, изучаем знаки, которые чертят на небе птицы и звезды. Такая наука на пользу не только охотникам, но и сказочникам. В окрестностях каждого города есть место, где его голос звучит громче, чем обычно. Без помех и шума. Может быть, это Свияжск, подумали мы… Казань оттуда, как на ладони.

Нет. Остров-град гораздо больше, чем «место силы» на окраине мегаполиса. Конечно, современная Казань, в некотором смысле, началась отсюда, но радиосигнала с ее «культурным кодом» нам здесь запеленговать не удалось. У острова - свои «мотивы». Замысловатые, под стать местной серебряной скани.

На экскурсии гостям подробно рассказывают про Грозного и Троцкого, о гражданской войне и репрессиях, монастырях и гидроэлектростанциях, кладах и промыслах, колхозе НКВД, специнтернате, археологии дерева и нынешних ценах на недвижимость… Масса информации быстро заслоняет пейзаж.

Мы поднимаем коптер. С высоты птичьего полета видно: остров - круглый, как тот Буян, что рисуют в старинных книгах. Как медный диск музыкальной шкатулки, которую заводят ангелы в сказке «Снеговик». Как круг камлания в спектакле «Пегий пёс, бегущий краем моря».

Мы поднимаемся на смотровую площадку. С высоты пожарной каланчи отчетливо видны группы туристов, которые ритмично двигаются по этому кругу друг за другом. Человеческий ручей похож на чернила, словно кто-то сверху упражняется в каллиграфии и бесконечно повторяет один и тот же таинственный знак. Они слушают про Грозного и Троцкого, о гражданской и кладах… Снова и снова. Словно все это не больше, чем механическая музыка. От нее сводит зубы и ломит кости, трясутся поджилки. Всем телом чувствуешь, да, верно, я «медь звенящая, кимвал звучащий и любви не имею».

Кто сочинил эту песню? Прежде тут был чудотворный колодец. Иссяк. Прежде рекой текла кровь. Умывалась слезами земля. Прежде сюда привозили детей, чтобы те собирали кирпич. Что стоит на том камне теперь? Не знает никто. А в этой могиле лежит Божий Храм…

Ужас долбит в висок, пока душа, наконец, не оглохнет. Тогда мы выходим на берег реки и слушаем тишину. Здесь, на границе воды и суши, с тобой говорит сам остров. Покой обрушивается на путников, как ветхозаветное море на фараоновы колесницы.

Послушай, я был тут прежде всех «прежде». А потом пришли люди с книгами и топором. Они срубили город за четыре недели. Разве не чудо? Так спешили, что не спросили прежнего хозяина. Да что там, любая бабка знала тогда, что на острове Буяне Кощей схоронил свою смерть. Три реки омывают его. Так спешили, что не увидели за Волгой, Свиягой и Щукой водоворот времени. Прошлое, настоящее, будущее - дельта Вечности, жало кощеевой иглы.

Так вот что скребет на сердце! Какие там сказки, если ты это, правда, чувствуешь?

Ну, и славно, еще ни одному сказочнику не повредила эта вакцина.

Мы возвращаемся в Казань молча. Затылком чувствуя жгучий лед, словно к нам все еще присматриваются. От этого взгляда не могут спрятать ни лес, ни город. И только в театре оттаиваем сердцем.

Сегодня фестиваль открывается второй раз. Пришло время программы в театральном парке. Первый спектакль показывает «Экият» - «Не хочу, не буду», для самых маленьких. Но прежде - по визитке от каждого коллектива. Мы решили довериться Лисе, Медведю и Маэстро. Они пообещали: «We Will Rock You». И действительно «раскачали» парк. Шомбай! Казань! Волга!

Только вперед. Не оглядываясь.

PS: Ночью в городе светло как днем, мы гуляем по набережной и строим планы на завтра. Это невероятно приятно, потому что на завтра, кроме подвига, запланирована радость - поздравить друга с Днем рождения!

23 июня родилась Олеся Кренская - театровед, театральный критик, заместитель директора театра «Karlsson Haus», PR- директор Летней лаборатории фигуративного театра, эксперт и член Российской Национальной театральной Премии «Золотая маска», а так же международных и всероссийских фестивалей театров кукол.

Олеся из тех, о ком можно смело сказать - она светится! Столько в ней творческой энергии. И дело тут, конечно, не только в том, что она родилась в самый разгар астрономического лета, когда день, по сути, не прекращается. Хотя… Нет. Просто закон сохранения творческой энергии прямо противоположен обычной физике. Чем больше делаешь, тем больше идей, сил, смыслов!

Олеся, сияй! Рядом с тобой - всегда лето.


Новости и события

23 апреля 2024

У Шекспира - юбилей!

Без мало пять столетий. Волшебному народу не нужен повод для праздника, но если повод есть… Держись, публика!
22 апреля 2024

«Сон в летнюю ночь» на берегу Волги

Самара стоит на краю разлива, как барышня на цыпочках. Пляжные зонтики и тренажеры пока принадлежат «большой воде», но время года выдает температура. Жидкий лед, кажется, струится прямо в небо, туда, ...
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Цветовая схема
день
ночь