Рязанский государственный областной театр кукол является одним из ведущих театров кукол России. Театр – дважды лауреат Премии Правительства Российской Федерации. В 2014 году театр получил Премию Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства. В 2020 – Премию Правительства Российской Федерации за лучшую постановку по произведениям русской классики (спектакль «Доктор Айболит, режиссер - заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Олег Жюгжда, художник - Лариса Микина-Прободяк). В 2023 году театр стал лауреатом Российской Национальной театральной Премии «Арлекин» «За весомый вклад в развитие детского театра России». В 2021 году коллектив получил первую в истории Рязанского края Национальную театральную Премию «Золотая Маска» в номинации Куклы\Работа художника (спектакль «Пегий пёс, бегущий краем моря», режиссер – заслуженный деятель искусств РФ Борис Константинов, художник – Виктор Антонов).
Сейчас в репертуаре Рязанского театра кукол больше сорока спектаклей, в том числе для взрослых зрителей. Это мировая и отечественная классика, волшебные сказки, спектакли-игры и спектакли-уроки. Театр может воплотить в реальность самые смелые творческие замыслы постановщиков. Сегодня Рязанский театра кукол – самый технически оснащенный театр кукол в стране. В 2011-2013 годах в рамках областной целевой Программы «Модернизация и развитие материально- технической базы областных театров» прошла масштабная реконструкция театра. Автор дизайн-проекта – художник Владимир Костарнов. Мощная материально-техническая база, а также новые возможности – использование современных мультимедийных технологий – позволяют создавать по-настоящему масштабные, технически сложные спектакли.
В 2022 году Рязанский театр кукол отпраздновал два юбилея: 4 сентября – сорок лет зданию, в котором сейчас располагается театр, 6 апреля - юбилей самого театра.
Год основания Рязанского театра кукол - 1927. В газете «Ленинский путь» от 4 апреля 1937 года в заметке «6 апреля – десятилетний юбилей театра кукол» читаем: «…В день юбилея в зале Дворца Труда состоится торжественное заседание, посвященное 10-летию театра и чествованию бессменного руководителя театра Милицы Ивановны Знаменской». Репертуар Рязанского театра кукол под руководством Милицы Знаменской составляла преимущественно классика: «Балда» Пушкина, «Каштанка» Чехова, «Гусёнок» Гернет и Гуревича. К 10 февраля 1937 года – к столетней годовщине смерти А.С. Пушкина – театр приготовил премьеру: «Сказку о царе Салтане». Результаты работы Рязанского театра кукол Милицы Знаменской впечатляют. За первые 7 лет существования театра было создано 98 постановок. Численность зрителей на спектакле – от 40 до 500 человек. С 1 марта 1935 года по 1 апреля 1937 года в театре состоялось 347 показов, из них треть спектаклей – в районе. Общее число зрителей – 39 500 человек, из них взрослых – 2 500. Рязанский театр кукол уже тогда знали за рубежом. В 1929 г. куклы из спектакля «О попе и его работнике Балде» участвовали на выставке, приуроченной к первому съезду Международного союза деятелей театра кукол UNIMA, который тогда проходил в Праге.
Следующий этап в жизни Рязанского театра кукол связан с Рязанским концертно-эстрадным бюро (сейчас - Рязанской филармонией). В статье Т. Иванович «На сцене – куклы», помещенной в газете «Приокская правда» от 2 октября 1957 года, отмечалось, что кукольный театр, работающий при Рязанской филармонии «побывал в каждом районе, выступал во всех детских садах и школах города. Около полутора тысяч спектаклей показал он малышам».
Новая эпоха наступила с приходом в театр режиссёра Марии Хомкаловой. В январе 1968 года труппа артистов-кукольников областной филармонии во главе с режиссером Марией Хомкаловой начала самостоятельную творческую жизнь под крышей клуба «Прогресс». Директором театра был назначен Аскар Тагер. К тому моменту у рязанских кукольников было все, чтобы создать по-настоящему значимый театр: и традиции, и достижения, и лидеры.
4 сентября 1982 года театр получил свое собственное здание, по адресу - улица Есенина, дом 27.
Большой зал, просторное фойе, грим-уборные, кабинеты, цеха, «карманы» для хранения кукол и декораций, музей. Украшением театра стала мозаика на сказочные темы работы Народного художника РСФСР Вадима Кулакова. Фасад был облицован белоснежным камнем. На открытии присутствовал народный артист СССР Сергей Образцов. Он назвал здание «настоящим дворцом сказок». Знаменитый кукольник осмотрел театр и нашел его лучшим в своем роде.
«Никогда такого не видел…» - признался он главному режиссеру Валерию Шадскому.
С 1979 года главным режиссером, а с 1999 года художественным руководителем театра является Валерий Николаевич Шадский, заслуженный деятель искусств РФ, Почетный член UNIMA, член исполкома Российского Центра UNIMA, Почетный гражданин Рязанской области. С 9 декабря 2019 года он возглавляет Комиссию Российского Центра UNIMA по образованию.
С 2009 года директор театра – Константин Геннадьевич Кириллов, почетный работник культуры и искусства Рязанской области, член исполкома Российского Центра UNIMA, с 2015 года – руководитель регионального отделения СТД РФ, с 2019 года глава Организационно-правовой комиссии Российского Центра UNIMA, с декабря 2021 года – Секретарь СТД РФ.
С 2021 года главный художник театра – Анна Репина.
С 1995 года Рязанский театр кукол является коллективным членом UNIMA.
У театра обширная гастрольная и фестивальная биография.
Коллектив осуществил несколько совместных международных театральных постановок, гастролировал в Норвегии, Испании, Швеции, Франции, Польше, Австрии, Голландии, Болгарии, Японии, Вьетнаме, Лаосе, на острове Мадагаскар. Рязанские кукольники стали первым российским театром, выехавшим на гастроли в Чеченскую Республику, в город Грозный (сентябрь 2011). В июне 2014 года театр также одним из первых посетил Крым после возвращения полуострова в состав Российской Федерации.
Только за последние несколько лет коллектив принял участие в работе многих международных фестивалей театров кукол: в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, Оренбурге, Челябинске, Омске, Липецке, Казани (Республика Татарстан), Назрани (Республика Ингушетия), Махачкале (Республика Дагестан), Владивостоке, Крыму, Карелии, Иркутске и на Сахалине, а также в Гродно (Белоруссия) и в Пловдиве (Болгария).
С 1989 года Рязанский театр кукол проводит Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины». В 2023 году биеннале исполнится тридцать четыре года. За это время «Рязанские смотрины» стали одним из самых популярных и любимых фестивалей среди кукольников и зрителей из разных городов России, СНГ, а также стран дальнего зарубежья. На данный момент это старейший и самый крупный Международный фестиваль театров кукол на пространстве бывшего СССР. «Рязанские смотрины» принимают театры кукол всех форм: театры предметов, масок, теней, кукол всех систем и разновидностей. За тридцать два года на биеннале было показано более 500 спектаклей. Показы посетили свыше 80 тысяч зрителей. В общей сложности за время своего существования фестиваль принял порядка 140 ведущих театров России и ближнего зарубежья, а также более 50 иностранных коллективов и гостей со всего мира. Лучшие спектакли известных российских театров кукол и интереснейшие постановки зарубежных коллег украшали афишу фестиваля. Практически все лауреаты Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в категории «Театр кукол» представляют свои спектакли в программе фестиваля «Рязанские смотрины». Среди участников в разные годы были кукольники из Белоруссии, Эстонии, Казахстана, Украины, Армении, Польши, Литвы, Латвии, Словакии, Словении, Болгарии, Хорватии, Германии, Испании, Италии, Англии, Австрии, Франции, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Дании, Бразилии, Португалии, Израиля, Ирана, Японии, Австралии, США, ЮАР и Аргентины и Мексики.
Среди наиболее известных постановок театра прошлых лет: «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери (1986, режиссер - Валерий Шадский, художник - Анатолий Лосев), «Волшебное кольцо» Бориса Шергина (1988, режиссер - Валерий Шадский, художник - Екатерина Попова; 2015, художник - Анастасия Ерошкина), «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (1995, режиссер - Валерий Шадский, художник - Владимир Костарнов), «Брат Чичиков» Н. Садур (2002, режиссер - Валерий Шадский, художник - Юлия Ксензова).
Сегодняшний день театра отмечен широтой поисков, разнообразием режиссерских имён. Наибольший интерес зрителей и критиков завоевали: спектакль-номинант Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в пяти номинациях «...И НАКАЗАНIE» по «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского (2013, режиссер - Олег Жюгжда, художник- Валерий Рачковский), спектакль-лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» «Пегий пёс, бегущий краем моря» Чингиза Айтматова (2019, режиссер - Борис Константинов, художник - Виктор Антонов), «Доктор Айболит» Корнея Чуковского (2019, режиссер - Олег Жюгжда, художник - Лариса Микина-Прободяк), «Как научить дракона летать» Татьяны Бадаловой (2021, режиссер - Валерий Шадский, художник - Виктор Платонов), «Маленькие трагедии» Александра Пушкина (2021, режиссер - Олег Жюгжда, художник - Анна Репина), «Синяя Борода» Анны Коонен (2022, режиссер - Анна Коонен, художник - Александра Громова).
История и современность театра неразрывно связаны, и сегодняшние рязанские кукольники — достойные продолжатели культурных театральных традиций, чьё творчество известно нескольким поколениям рязанцев, российским и зарубежным зрителям.
ГЛАВНЫЕ НАГРАДЫ ТЕАТРА ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ:
2014 г. – Спектакль «…И НАКАЗАНIE» стал номинантом Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинациях: спектакль, работа режиссера (Олег Жюгжда), работа художника (Валерий Рачковский), работа артиста (Василий Уточкин и Владимир Коняхин).
2014 г. – Премия Правительства РФ им. Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства.
2017 г. – Спектакль «Лафертовская маковница» – лауреат третьего регионального театрального фестиваля «Зеркало сцены» в шести номинациях: «Лучший спектакль большой формы», «Лучшая работа режиссера» (Олег Жюгжда), «Лучшая работа художника по свету» (Георгий Горазеев), «Лучшая работа художника-постановщика» (Екатерина Трифонова), а также две специальные премии: «За талантливую работу с русским фольклором» и премия театральных журналистов Рязанской области.
2017 г. – Спектакль «Маленькая ночная серенада» – лауреат третьего регионального фестиваля «Зеркало сцены» в номинации «Лучший спектакль для детей».
2018 г. – Спектакль «Маленькая ночная серенада» стал лучшим спектаклем на Международном фестивале театров кукол «Three Are Too Many, Two – Not Enough» в Пловдиве, Болгария.
2018 г. – Спектакль «Лафертовская маковница» – лауреат IX Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» в двух номинациях: «Лучший актерский ансамбль», «Лучшая работа режиссера».
2018 г. – Спектакль «Дюймовочка» – лауреат Регионального театрального фестиваля «Зеркало сцены» в номинациях: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа художника» (Захар Давыдов) и «Лучшая работа композитора» (Альбина Шестакова).
2019 г. – Спектакль «Женитьба» – лауреат Регионального театрального фестиваля «Зеркало сцены» в трех номинациях: «Лучшая работа режиссера» (Олег Жюгжда), «Лучшая работа художника по свету» (Георгий Горазеев), «Лучшая работа композитора» (Альбина Шестакова).
2019 г. – Спектакль «Женитьба» - лауреат Международного славянского фестиваля "Театр+" категории «Театр кукол» (Брянск) в номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая режиссерская работа» (Олег Жюгжда), «Лучшая работа художника» (Анастасия Кардаш).
2019 г. – Спектакль «Каштанка» – лауреат Регионального театрального фестиваля «Зеркало сцены» в номинациях: «Лучший спектакль для детской и подростковой аудитории», «Лучшая работа художника-постановщика» (Анна Репина), «Лучшая работа художника по свету» (Дмитрий Гусев), 2 актера стали лауреатами в номинации «Лучшая роль в спектакле для детской или подростковой аудитории».
2019 г. – Спектакль «Лафертовская маковница» – лауреат V Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны 2020» в номинации «Лучший спектакль театра кукол» (Самара).
2020 г. – Спектакль «Айболит» – лауреат Премии Правительства Российской Федерации за лучшую постановку по произведениям русской классики;
2020 г. – Спектакль «Айболит» – лауреат Регионального театрального фестиваля «Зеркало сцены» в номинации «Лучший спектакль для детей» (2020).
2020 г. – Спектакль «Пегий пёс, бегущий краем моря» – лауреат Регионального театрального фестиваля «Зеркало сцены» в номинациях: «Лучшая работа режиссера» (Борис Константинов), «Лучшая работа художника-постановщика» (Виктор Антонов), «Лучшая работа хореографа» (Игорь Григурко), «Лучшая работа художника по свету» (Георгий Горазеев), «Лучшая работа композитора» (Альбина Шестакова).
2021 г. – Спектакль «Пегий Пёс, бегущий краем моря» – лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации КУКЛЫ\ХУДОЖНИК (Виктор Антонов). Спектакль так же был номинантом в категории КУКЛЫ\СПЕКТАКЛЬ
2021 г. – Спектакль «Серебряное копытце» признан лучшим по мнению Семейного жюри на Международном фестивале «Театр кукол без границ» (Москва).
2021 г. – Спектакль «Как научить дракона летать» – лауреат регионального театрального фестиваля «Зеркало сцены» в номинациях: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа композитора» (Альбина Шестакова).
2021 г. – Спектакль «Серебряное копытце» – лауреат регионального театрального фестиваля «Зеркало сцены» в номинации «Лучший спектакль для детей»; 2 актера стали лауреатами в номинации «Лучшая роль в спектакле для детской или подростковой аудитории».
2022 г. - Спектакль «Пегий пёс, бегущий краем моря» стал лауреатом Международного фестиваля театров кукол «Шомбайfest-2022» (Республика Татарстан, Казань) в номинации «Лучшая режиссерская работа» (Борис Константинов).
2022 г. - Спектакль «Синяя Борода» вошел в Long-List Российской Национальной театральной премии «Золотая маска-2022».
2022 г. - Спектакль «Синяя Борода» - лауреат регионального театрального фестиваля «Зеркало сцены-2022» в номинациях: «Лучший спектакль большой формы», «Лучший актерский ансамбль», «Лучшая работа художника по свету» (Юрий Лебедев), «Лучшая работа художника-постановщика» (Александра Громова), «Лучшее музыкальное оформление/ Лучшая работа композитора» (Артем Тульчинский), «Лучшая работа балетмейстера/хореографа» (Павел Фролов), а так же в специальной номинации «За театральную поэзию» (режиссер Анна Коонен