Гармоничный дуэт составила пара насекомых: и «Превращение» Франца Кафки, и «Левша» Николая Лескова начинаются «с ловли блох», а заканчиваются философскими обобщениями: роль личности в истории, природа добра и зла, человечность, человечество и «человечкина душа».
«Превращение» - это процесс. Как и одноименный роман Кафки, воспринимать его можно буквально, а можно в качестве символа. Действие повести начинается на Рождество и заканчивается на Пасху. Спектакль идет дальше. Что стало с Грегором? В кого он превратился? Как быть душе в этой ситуации? А что станет с миром, где возможны такие метаморфозы?
Текст Кафки рассказывает о превращении от третьего лица, но Грегор - в центре внимания, поэтому его беде легко сочувствовать. В зрительном зале мы наблюдаем за ходом истории как будто со стороны и в перспективе, поэтому после спектакля переживать хочется не за Грегора, а за родных и близких. Как признается Татьяна Лузина, директор Пермского театра кукол, так и было задумано: «Семья Замзы переживает свое превращение, и если зрители после показа захотят обнять своих любимых, значит, у нас все получилось».
«Превращение» рассказывает о потери человеческого. Облика и духа. «Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе» заканчивается оптимистичным эпилогом, где формула «душа человечкина» звучит гордо: если мастер может подковать механическую блоху, значит, может и простому человеку дать крылья. «Высоко, за облака, улетел сокол. Выше того моя радость. Выше того моя любовь» - напевает зритель вместе с героем. С чего начинается человек? Любимое дело, родные люди, Отчизна.
Прежде мы и не думали, как много общего у кукольников и праведников Лескова. И блоху подковать можем, и крылья смастерить... Полезно, бывает, посмотреть на свою сюжетную линию со стороны. Спасибо!
Мы благодарим наших коллег и продолжаем смотреть спектакли вместе с нашими зрителями.
Гастроли организованы ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации в рамках направления по поддержке детских и молодежных театров.