Размер шрифта:
А
А
А
Изображения:
Показать
Убрать
Цветовая схема:
A
A
A
×
(4912) 45-54-26

Специальный репортаж – Анастасия Павлова. День второй.

25 октября 2023

Второй день "Рязанских смотрин".

НЕ ТАКИЕ, КАК ВСЕ.

Особенные истории особенных героев рассказали театры во второй день фестиваля "Рязанские смотрины": один всё время превращается, другой вообще тает, третий мечется в лабиринте, четвёртые - звезды протирают. Ну, кукольников издавна считают эксцентричными, так что грех не подыгрывать такой репутации.
Странные мы? Да пожалуйста! Фриковатые? Да сколько угодно!

Герой сказок Сергея Седова мальчик Лёша славится своей супер-способностью превращаться во что угодно. Персонажи комиксов Marvel отдыхают: Лёша - вот истинный герой, защитник, сверхчеловек. Настоящая комедия - остроумная, заводная, не дающая заскучать. На сцене работает отличная команда (актёры Сургутского театра "Петрушка"), позволяющая себе профессионально хулиганить. Живой план и танцевальные эпизоды органично совмещаются с кукольными сценами. Видно, что режиссёр Елена Евстропова нашла ключик к абсурдистским текстам писателя - он ожил и заиграл.

"Авиатор Платонов" писателя Водолазкина оказался идеальным персонажем для воплощения его в виде ледяной марионетки: он не может согреться, его пронизывает экзистенциальный холод. Такое решение для спектакля выбрал режиссёр Ильгиз Зайниев, художник Сергей Рябинин и команда театра кукол "Экият" из Казани.

Проснувшись после криосна, Платонов погружается в дивный новый мир и собственное подсознание, исследует, словно пришелец, чужую эпоху и одновременно по кусочкам склеивает своё прошлое, в котором много тёмных пятен. По капле он собирает жизнь - и теряет её по капле: марионетка постепенно тает в течение спектакля, оставляя в финале только проволочный скелет. Тайны прошлого оказываются слишком страшны, а настоящее не принимает чужака. Трагический исход неизбежен.

Получеловек, полубык, монстр из мифического лабиринта, дитя порочной связи, несчастное ужасное создание Минотавр - главный персонаж одноимённого спектакля Московского театра кукол.

И вновь на сцене - игра отражений, почти бессловесное действо, рок-балет, пленительное зрелище, собранное из танцев и метаний загадочных существ - полулюдей, полубогов, полуживотных. Режиссёр Наталья Пахомова и художник Елисей Шепелев создали синтетическое действо с персонажами в черных и белых смирительных рубашках, с длинными скоромошьими рукавами, в причудливых костюмах и масках. Огромные головы Минотавра плодятся, множатся, благодаря зеркальному лабиринту, танцуют ритуальный танец. Страшно быть запертым внутри лабиринта, но ещё страшнее - внутри самого себя. Свобода - самая желанная награда во все времена.

Философские притчи Сергея Козлова устроены хитро и обманчиво, и хотя часто театры ставят на их основе спектакли для детей, парадоксальные мысли, скрытая ирония, глубинные подтексты создают в таких постановках далеко недетские смыслы. Так получилось и со спектаклем "Правда, мы будем всегда" Театра кукол им. Г. С. Анисимова (Находка, Приморский край) в постановке Кирилла Смирнова. Уж очень напоминает печально-тревожную атмосферу русской глубинки этот лес с милыми (правда, очаровательными) зверятами, придуманными художницей Натальей Бакулевой. Слишком похожи их повадки на невротических знакомых, которые есть у каждого, на узнаваемые взрослые типажи. Да и себя невольно узнаешь: живущего в беспокойном ожидании смены погоды, всегда не в лучшую сторону, в вечной тоске о лете, которое было когда-то, но теперь утрачено, потеряно, как рай. Их изгнали из летнего рая - и теперь вынуждены Ёжик, Медвежонок, Белочка, Зайчик, прятаться в норках, ютиться в тёплых углах, дрожать от страха, тосковать от одиночества. Ох уж эти детские кукольные спектакли: мама, забери меня домой. Квинтэссенция русской тоски, воплощённая в судьбах и мыслях маленьких кукольных зверят - это сильный контраст.

А кто нынче не странный? Есть ли вообще кто-то, считающий себя нормальным в этой распадающейся безумной реальности? Пусть он бросит камень в нас, таких сумасшедших, смешных и отчаянных.

Автор: Анастасия Павлова

Фото: Пётр и Елена Чирковы

Дневник фестиваля

15 апреля 2024

Валерий Шадский - эксперт «Золотой маски»

Гордимся и поздравляем!
11 апреля 2024

Субботник - 2024

Субботник-2024 получился горячим: наводили порядок, наслаждаясь практически летней погодой и хорошим настроением...
08 апреля 2024

Монолог о МОНОЛОГЕ

Директор Рязанского театра кукол Константин Кириллов о Всероссийском фестивале моноспектаклей "МОНОЛОГ"
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Цветовая схема
день
ночь