Первый день "Золотого века" Рязанских смотрин!
Классика – это опора, нечто фундаментальное и надежное, на что всегда можно положиться в неустойчивой и рассыпающейся реальности. Это то, что было с нами, пока мир был цельным. Так порой хочется вернуться к тому прекрасному единству…
На 19-х «Рязанских смотринах» тоже решили опереться на «золотое время». Взрывы хлопушек возвестили об открытии фестиваля и золотые блестки долго кружили в воздухе рядом со входом в театр. Бодрые, веселые, освященные брызгами шампанского, зрители прошли на первый спектакль «Сказка, рассказанная на ночь» Вологодского театра кукол «Теремок», и внезапно… им пожелали «спокойной ночи». Убаюкивающая музыка, сюрреалистические образы, огромные разноцветные куклы-маски – страна причудливых сновидений. Уснуть невозможно! Мы только раззадорились.
Однако тема снов не отпускала. С «фабрикой грез» в этом году имела дело традиционная лаборатория «Луна для всех одна»: за основу спектакля, поставленного всего за пять дней, был взят классический фильм из старого-доброго Голливуда – «Бумажная луна» ("Paper moon"). Молодые актеры из разных театров России, а также из Казахстана и Мексики работали бок о бок под началом большой профессиональной команды. Черно-белая лунная фантазия непринужденно играла с плоскостями и объемами: герои то возникали на киноэкране, то материализовались на сцене. Большая кукла непоседливой девочки Эдди ловко оживала в руках юных актеров. Холодный свет луны не смог скрыть теплоту этой истории.
«Золотой век» - это великие книги. В них искала спасение Лизель – главная героиня «Небольшой истории» от Оренбургского областного театра кукол. Только стул и стол, заставленный книгами, и два актера, создающие из простых вещей маленькую вселенную. Стопки книг, больших и маленьких, превращаются то в надежные стены, то в гробик для младшего брата Лизель. Открываются развороты книг – европейские домики возникают на их страницах. Стол освещается красным светом – это горят книги. Тут же появляется иногда и мельтешит голова сумасбродного диктатора, выкрикивающая мерзкие речи. Но хрупкий мир, собранный всего лишь из книг, оказывается крепче и сильней.
Новое осмысление Шекспировского «Гамлета» представила интернациональная команда рязанских и белорусских артистов под предводительством Олега Жюгжды. Известно, что границы времени и пространства в театре проницаемы: так, на сцене возникла не средневековая Дания, а современная Англия, в которой именно Королева Гертруда, суровая леди в черном костюме, выходит на первый план, а Гамлет – это так, как его, мальчик в желтой пижаме, не расстающийся с плюшевым медвежонком. Ирландские танцы королевских придворных в пышных кринолиновых юбках, бокс вместо привычного боя на шпагах, японский театр Бунраку, внезапно разыгрывающий трагедию герцога Гонзага – таково смешение эпох и культур, представленное на сцене. Таково еще одно сновидение.
Зазеркальная театральная реальность отражает и преломляет прошлое, настоящее, будущее, представляя мир и людей в иных пропорциях. И мы, зрители, внимательно приглядываемся к этой игре отражений, угадывая в ней и свои собственные черты.
Первый день подарил тепло и смех, доброту и мудрость, радость общения и кукольные открытия. То, что дороже золота.
Автор: Анастасия Павлова
Фото: Пётр и Елена Чирковы