Размер шрифта:
А
А
А
Изображения:
Показать
Убрать
Цветовая схема:
A
A
A
×
(4912) 45-54-26

Специальный репортаж – Анастасия Павлова. День четвертый.

25 октября 2023

НЕМНОГО СМЕРТИ И ЩЕПОТКА ЛЮБВИ


Любовь и смерть - не это ли главные темы нашей жизни! Между страхами и желаниями мечется душа человеческая, и эти страсти так сильны, так захватывают, так просятся на сцену.


"Удивительная лошадь" Ханты-Мансийского театра кукол (ещё один спектакль Елены Евстроповой на фестивале) - сказка о двух очень разных созданиях, пытающихся найти общий язык друг с другом: Лошадь-оптимистка и её сосед - Пес-пессимист. Так и бывает часто в нашей некукольной реальности: живут люди бок о бок, по соседству, ходят по одним улицам видят одни и те же деревья и дома, но отличаются друг от друга во всём.
В "чёрном-причерном кабинете" оживает эта история, как в красивом мультфильме. На прозрачном экране плывут облака и колышется высокая трава, и меняются планы, совсем как в кино: лошадь и пёс возникают то маленькими в своих квартирах, то средним планом, то крупным - говорящие головы-маппеты.
Ни косточка, ли классическая литература не радуют Пса, а Лошадь, напротив, радуется всему подряд. Кажется, зрители в зале разделились на два лагеря: одни - за собаку, ведь она начитанная и серьёзная, и на жизнь смотрит трезво, другие же - за лошадь, за ЗОЖ, за йогу по утрам, за танцы в траве, за беззастенчивую радость. Как нам, таким разным, понять друг друга? Послушать бы, что говорят дети после этого спектакля, ведь финал остаётся открытым, каждый остаётся при своём, лишь семена сомнения посажены в душах обоих героев.

"Что случилось с крокодилом?" Симферопольского театра кукол - причудливая антиутопия, придуманная на основе известного советского мультфильма. Короткий сюжет был додуман и дополнен авторами спектакля, история преобразилась и обросла неожиданными подробностями. В антиутопическом мире существ с картонными крокодильими головами каждый ребёнок-крокодильчик должен соответствовать строгим параметрам: хвост, зубы, зелёный цвет. Любое отклонение от нормы недопустимо. И уж точно милый желтый птенец не может быть детёнышем крокодила!
Быть там, где не принимают невыносимо настолько, что можно и крылья отрастить, чтоб улететь подальше. И изгнание из такого общества будет во благо. Вроде про крокодилов сказка, а вроде и про людей, про нашу действительность.

Еще одно неудобное для общества человеческое существо предстало в спектакле "Человек в футляре" Московского областного театра кукол. Режиссёр Анна Коонен и художник Мария Синегубкина увидели в традиционно изображаемом отталкивающим Чеховском герое, симпатичного, живого, хотя и не очень счастливого человека. Вся его жизнь вертится рядом с гробом, или гроб всё время преследует его, путается под ногами. И кафедра в гимназии, и застолье, и даже любовная сцена - всё в гробу. Крики родителей, запомнившиеся ему с детства, застряли в голове Ипполита Ипполитовича, как пули. Не дают ни дышать, ни мыслить свободно, ни жить нормально, ни чувствовать.
Гештальт-терапевтам тут было б где развернуться: детские обиды, разлад в семье, неосознанные и невыраженные эмоции - типаж знакомый. Получился человек трусливый, замкнутый, безликий, испуганный на всю жизнь, но вызывающий глубокое сочувствие. Впервые, кажется, "человека в футляре" показали именно Человеком, трогательным ребёнком, которого дразнят злые мальчишки, даже когда он уже вырос.

Казалось бы, слишком неожиданную интерпретацию повести Хемингуэя "Старик и море" представил театр кукол из Алматы: история перенесена на иную культурную почву и поставлена с казахским колоритом. Однако в новых условиях она ощутила себя вполне неплохо, на то и вечная история, на то и притча. Человек и стихия, то же столкновение с собственными страстями, нежелание уступать и покоряться природе, но и сила духа невиданная - эти темы могут звучать в любой стране, во все времена, под звуки шаманских бубнов, пронзительные песни на казахском, под ритуальные танцы.

Завершила день негромкая встреча участников фестиваля у здания театра - здесь прошла Минута памяти. На тёмно-синем, почти чёрном, вечернем небе зажглись белые огоньки из воздушных шариков, отпущенных ввысь. Они летели вместе, создав какое-то новое созвездие - созвездие кукольников, которые покинули нас, но всегда будут с нами.
Всё перемешано в мире: чёрное небо и белые шары с огоньками внутри, холодный ветер и горячее дыхание людей, дружно, молча глядящих вверх, забвение и память, любовь и смерть.

Автор: Анастасия Павлова

Фото: Пётр и Елена Чирковы

Дневник фестиваля

15 апреля 2024

Валерий Шадский - эксперт «Золотой маски»

Гордимся и поздравляем!
11 апреля 2024

Субботник - 2024

Субботник-2024 получился горячим: наводили порядок, наслаждаясь практически летней погодой и хорошим настроением...
08 апреля 2024

Монолог о МОНОЛОГЕ

Директор Рязанского театра кукол Константин Кириллов о Всероссийском фестивале моноспектаклей "МОНОЛОГ"
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Цветовая схема
день
ночь