«Гертруда - Дании краса и королева и этот, как его, принц Гамлет» открыли IV Международный фестиваль театров кукол «Ляльки над Нёманом». Фестиваль продлится пять дней. Участие в нем принимают театральные коллективы из четырех стран: Белоруссии, России, Казахстана и Узбекистана.
Белоруссию представляют кукольники из Минска, Бреста, Могилева и Гродно. Россию - театральные коллективы из Санкт-Петербурга, Казани, Вологды, Оренбурга, Рязани, с далекого Сахалина. Впервые «над Нёманом» - кукольники из Алматы и Ташкента.
Накануне мы играли спектакль для театралов Гродно, а в первый день фестиваля - для коллег. Только представьте себе зрительный зал, где каждый второй знает пьесу наизусть и все видят тебя насквозь. Какой же это театр? Это симпозиум шекспироведов, а Гамлет на их фоне - неопытный школяр. Он знать не знает, что там дальше, после эпилога и какой ему вынесут вердикт.
Для принца - любой показ, как первый, а у публики было время подумать. Четыре столетия… Похоже, Гамлета нужно спасать! Как быть? У кого искать защиты?
Ведущий шекспировед России Алексей Бартошевич утверждает: «Шекспир писал не для шекспироведов. Не для будущего. Он писал для своего театра, того самого, в котором сам был актером». Так-так… Судьба Гамлета - в руках актеров? Ничего не напоминает? Верно, та самая сцена в «Мышеловке». Но в нашей ловушке - не двое, а две сотни зрителей. Пан или пропал?
Еще никогда ставки не были больше, хотя Гамлет ни разу не обошелся без поединка. Не на жизнь, а на смерть. Однако мы участвуем в фестивалях не для того, чтобы сражаться с коллегами. Есть нечто больше: «История Шекспира в веках - это история постепенного, шаг за шагом раскапывания новых смыслов. Бесконечная череда интерпретаций. И это один из самых увлекательных сюжетов мировой культуры».
Гамлет ищет не мести, а правды. И мы вместе с ним. Не так важно, кто виноват в нашей трагедии, гораздо важнее, что хочет сказать Призрак, можно ли доверять его словам и что там дальше, после эпилога, там, где Вечность…
Тысячу фунтов за каждое слово призрака! Дух Шекспира не в камзолах и шпагах. Его театр был очень условным. Успех спектакля во многом зависел от воображения зрителей, их темперамента, вымыслов и домысла. «Ну, что являлась нынче эта штука?»
Было. Было! Мы шли на экзамен, а пришли в эпоху Возрождения. Вместо научного симпозиума - именины сердца. Вместо поединка - страсть и нежность. И знаете что? Всякий смертный - флейта в руках Вечности. Этим вечером мы не услышали в спектакле ни одной фальшивой ноты.
Похоже, Мастер Шекспир, первый исполнитель «призрачной роли», поэт и драматург, благословил своего грешного сына и все-всех-всех. И это было счастье. Изобразить его, сыграть, невозможно. Счастье можно только прожить.
Гродно, спасибо!
PS: Увидеть Гамлета на родной сцене можно в октябре, в рамках фестиваля-премии «Зеркало сцены».