Начался новый день, но буря продолжается. Духи празднуют. Казань просыпается от раскатов грома. Сверкают молнии. Водостоки превратились в диджириду, а крыши стали шаманскими бубнами. На прощанье кинры поют о свободе и силе. И крылатые драконы - всех мастей и размеров, от металлических гигантов, охраняющих дворец по имени Казан, до их крошечных керамических копий в сувенирных лавках - смеются.
И город расцветает. После дождя он пахнет, как райский сад: пионом и липой, чубушником и сосновой смолой. И только что скошенной травой. Даже внутри театра воздух на вкус - арбузной свежести.
Сегодня в программе только одна постановка. Экият показывает на родной сцене спектакль «Shurale: новая фантазия». Главную героиню зовут Сююмбике. И поначалу кажется, что кроме имени с легендарной царицей у нее нет ничего общего. Она могла бы жить в любом большом городе любой страны мира.
Что значит имя? По сути - все. Это якорь, за который держится наше сознание. Когда Сююмбике открывает книгу на родном языке, она встречается с духом по имени Шурале. И тот ведет девушку в сказочный лес, где слова шумят, как листья, и каждый листок когда-то был частью одной большой книги. Книги на татарском.
Деревья шепчут ей о «женском счастье», рассказывают, как правильно печь хлеб и объясняют, почему после революции семнадцатого года книги начали вымирать, словно эндемики, чей лес закатали в асфальт.
Однако Шурале жив. Пока живы легенды о нем. В отличие от Зиланта его не так легко заметить на городских улицах, но в Казани стоит несколько памятников «лешему». Сказки на татарском языке есть, помимо книжных, почти во всех сувенирных магазинах. Шурале - на каждой второй обложке. Поспорить с ним может только богатырь Шомбай. Борьба героя со стихией продолжается. И публика наблюдает за ней с большим интересом. Древний сюжет сегодня тревожит не только детей и Сююмбике. Балет, сюита, наконец, вечерний спектакль в театре кукол - поколение за поколением уходит вместе с Шурале в сердце леса, чтобы потерять себя и найти крылья.
О, да, мы хорошо знаем это чувство. Прикоснувшись к корням, добравшись до истока, ты будешь приходить в этот лес снова и снова, отправляться в плавание еще и еще раз. Пока не обнаружишь себя в роли проводника, шамана или самого шурале. Однажды испытав эту силу...
Это последний день сезона 2021-2022 для нашего театра, но мы уже знаем, куда поплывем дальше. Осенью «Пегий пес, бегущий краем моря» примет участие в Международном фестивале кукольников «ИСТОКИ» в Москве. В программе - сказки и легенды, мифы и эпос, вертеп и балаган, обрядовый театр. Фестиваль пройдет со 2 по 9 сентября в Москве, а уже в двадцатых числах сентября «Пес…» будет участвовать в третьем Международном фестивале «Ляльки над Неманом» в городе Гродно, в Белоруссии.
И, конечно же, мы «построим море» на нашей родной сцене.
Опять и опять.
Вместо PS:
Философская проза Чингиза Айтматова в интерпретации Рязанского областного театра кукол сохранила свою атмосферность и магическую поэтичность. Одно это ставит спектакль в один ряд с лучшими сценическими произведениями, а его создателей – с творцами современной мифологии.
(С)
Культурный обозреватель «Казанского репортера» Дмитрий Туманов