Символ Казани - дракон Зилант. Говорят, когда-то он свил свое гнездо там, где сейчас стоит казанский Кремль, но теперь живет на другом берегу реки. Стало слишком людно. Наше утро начинается с экскурсии по городу, а экскурсия - от театра. «Экият» значит «сказка», и он, действительно, похож на сказочный дворец. Поначалу…
После двухчасовой прогулки по историческому центру, смотришь на фасад другими глазами. Ждешь, когда по камню, словно по воде, побежит рябь, и на поверхности появится очередное фантастическое животное. В современной Казани стало так людно, что они больше не прячутся. Наоборот. Бывалый охотник быстро поймет, кому принадлежит эта земля.
Пока экскурсовод рассказывает о правителях и поэтах, Лиса и Медведь считают, сколько мифических существ мы встретили по пути: грифон, виверна, крылатый барс, бронзовые лани и соколы, каменные лебеди и львы… Наконец мы останавливаемся напротив местной «пизанской башни». Если верить легенде, Иван Грозный построил ее для царицы Сююмбике. Семь ярусов - за семь дней. «Тогда она поднялась на вершину и бросилась вниз, потому что не хотела за него замуж» - шепчет одна девочка другой, рассматривая лозы и стебли чугунных ворот. Это неправда!
Сююмбике отправили в ссылку. Для красоты и симметрии, мы могли бы «округлить» сюжет и сказать «под Рязань». Но средневековый картограф, для которого василиск был так же реален, как для нас - волк, возмутился бы: «Ложь!» В Касимовское ханство. А как умерла Сиююмбике и где похоронена, до сих пор ходят споры.
История и сама похожа на крылатого змея. Бывает, чудовище позволяет нам, детям, дергать себя за хвост, ощупывать его и с важным видом рассуждать о «спиралях», но приручить этого зверя нельзя. Зилант смотрит на туристов, как те - на цветы. Сверху - вниз. Без любопытства. Даже правители и поэты смертны. Есть ли смысл говорить с вами на равных?
К счастью, шаманам и кукольникам знаком древний язык змей. И мы слушаем, о чем они говорят друг с другом. Оказывается, среди птиц, что живут в башне, есть утка, которая может вить миры, как другие вьют гнезда. Племя Пегого пса называет ее Лувр. Каждый раз, когда мы играем спектакль, она умирает и рождается заново. Среди дыма и тьмы, внутри притчи, в наших руках.
Удивительное чувство - встретить ее в реальности, в серебре и бирюзе летнего дня, в шумной толпе, которая спешит от памятника к памятнику. Кто из нас добыча? Похоже, мы привлекли внимание дракона. Что ж, Рязанскому театру кукол не привыкать к почетным гостям на показе.
Но пока мы сами - зрители. Сегодня в программе четыре постановки: «Хочу быть волком» Нижнетагильского театра кукол, «Кроткая» Набережночелнинского театра кукол, «Комедия о Петрушке» Белгородского государственного театра кукол и спектакль «Идет коза рогатая» театра Экият.
После встречи с драконом трудно не заметить, как много человеческого в сказочных животных, и звериного - в человеке. «В этой шкуре всё иначе, – говорит один барашек другому. – Ты сам попробуй, надень её». Нет, брат! Уж лучше ширма. По сравнению с «хищником на полставки» и героем Достоевского Петрушка кажется «золотой серединой». Но, в отличие от правителей и поэтов, он единственный, кому удалось победить смерть. Разве это по-человечески? Неужели товарищ Уксусов - змей крылатый в человечьей шкуре? Быть не может...
Коллеги рассказывают нам о Голубых озерах: «…а вода там - серебро и бирюза». И мы собираемся в путь. Так и есть. На закате краски кажутся особенно нежными. Устоять невозможно: духов воды томит жажда, и мы ныряем в жидкий лед с головой. Время останавливается, а ум умолкает. Из воды выходишь… Не другим человеком, нет. В другой сюжет. Завтра мы начнем строить на сцене наш собственный мир, как Лувр когда-то.