22 августа 2024 года исполняется 30 лет государственному флагу Российской Федерации. Флаг — символ единства, суверенитета, независимости страны, ее истории и традиций.
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» - эти слова с детства знакомы каждому, но мало кто помнит, откуда цитата. Последняя строка очерка «Ильинский омут» стала крылатой сразу, как вышла из-под печатного станка советской типографии.
Сегодня, когда мы на бегу пишем друг другу голосовые и видео сообщения, сложно представить, какое сокровище - голос автора. Почти всегда он удивляет: не таким мы представляли писателя в своем воображении, не так говорим сейчас сами.
Голос Паустовского - большая редкость, но несколько архивных записей все-таки сохранились. Одна из них - «Ильинский омут». Он звучит так, словно автор читает здесь и сейчас. Как будто ты только что получил сообщение от далекого друга и задумался, замер, потому что на бегу не слушают такие слова. Они не предназначены для спешки, шума, суеты.
Слушаем и любуемся красотой слога. Открываем книгу и перечитываем:
«Во мгле поблескивали тусклой медью хлеба. Они созрели, налились, и сухой их шелест, бесконечный шорох колосьев непрерывно бежал из одной дали в соседнюю даль, как величавая музыка урожая.
За хлебами, лежали, прикорнув к земле, сотни деревень. От них долетал – так, по крайней мере, казалось – запах только что испеченного ржаного хлеба, исконный и приветливый запах русской деревни. Сизоватая дымка протянулась по горизонту над самой землей. В ней что-то слабо вспыхивало, будто загорались и гасли мелкие осколки слюды. От этих осколков дымка мерцала и шевелилась. А над ней в небе, побледневшем от зноя, светились, проплывая, лебединые торжественные облака.
Каждый раз, собираясь в далекие поездки, я обязательно приходил на берег Оки. Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним, со всероссийскими этими полями. Я говорил себе: «Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем...»
И все сбылось…
Но мне нестерпимо хотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты и друзья. У меня холодало под сердцем при одной только мысли, что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней...
На святой Руси петухи кричат, –
Скоро будет день на святой Руси.
Нет! Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
Константин Паустовский
«Ильинский омут»
PS: голос Паустовского звучит в нашем зрительном зале каждый раз, когда мы играем сказку-быль «Теплый хлеб».